28.03.2024
  vnashemdvore.ru

Человеческий капитал. Молодежь как стратегический ресурс развития промышленности России

Страница для печатиСтраница для печати

В рамках третьего дня работы Форума состоялась панельная дискуссия «Человеческий капитал. Молодежь как стратегический ресурс развития промышленности России». 

Промышленным компаниям России «на выходе» из вуза нужен подготовленный специалист, отвечающий конкретным требованиям производства, а также обладающий актуальным набором как профессиональных, так и личностных компетенций. Как определить и универсализировать этот максимально эффективный набор компетенций? Как повлияет на набор компетенций профилизация обучения? Ответы на эти вопросы сегодня пытались найти участники сессии.

Модератором выступил ректор Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Илья Дементьев. 

Спикерами встречи стали заместитель губернатора Тюменской области, директор Департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер, ректор Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова, директор дирекции по крупным проектам ПАО «Газпром нефть» Айдар Сарваров, управляющий директор по производству – главный инженер, член Правления ООО «Иркутская нефтяная компания» Руслан Салихов, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

Руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о результатах исследования по развитию компетенций в университетах:

«Президентская платформа «АНО «Россия – страна возможностей» реализует 26 конкурсов и проектов федерального уровня, поэтому у нас очень большой опыт оценки и развития надпрофессиональных и управленческих компетенций. В прошлом году мы проводили исследование: опросили более 800 компаний, больше 50 университетов и 10000 студентов с точки зрения того, кто как воспринимает навыки. Что мы видим? Большинство компаний хотят молодых сотрудников «делателей», то есть тех, кто четко видит цель, может спланировать работу, при необходимости развиваться, четко двигаться к цели и достигать ее, при этом еще коммуницировать, находясь в клиентоориентированной позиции. А университеты в настоящий момент акцентированы на другом. Президент РФ Путин В. В. дал старт одному из наших проектов по оценке и развитию надпрофессиональных компетенций у студентов, и в рамках проекта мы провели глобальное исследование по развитию компетенций в университетах.  Проанализировав результаты диагностики 143 тысяч студентов в 53 университетах, мы выявили, что есть три большие группы молодежи: группа «звезд» –  те лидеры, на которых обращают внимание, на которых всегда делают ставки; сбалансированная группа, вторая, те, за кем обычно гоняются работодатели, ребята, которые умеют думать стратегически и готовы системно отрабатывать свои задачи; третья группа – «педанты», максимально хорошо следуют правилам и процедурам и за это пользуются популярностью у работодателей, но при этом недостаточно инициативны и креативны. Надо понимать, что каждая из этих групп по-своему хороша».

Но, по мнению спикера, проблема заключается в том, что в процессе обучения в вузе у сутдентов снижаются все компетенции, которые отвечают за целеполагание, коммуникацию, стрессоустойчивость. 

Комплексное решение – менять систему и процессы обучения в вузе; готовить и развивать преподавателей, поскольку именно от них зависит развитие студентов, а работодателям раньше приходить в университеты, включаясь в процесс подготовки кадров.

«Мы позиционируемся как хороший и привлекательный работодатель. Начиная с магистерских программ, мы научились отбирать лучших и привлекать их к себе. Есть отличный пример партнерства с университетами, например, опыт партнерства с Тюменским индустриальным университетом. У нас есть совместная базовая кафедра ПАО «Газпром нефть» по подготовке строительных специальностей для разработки месторождений нефти и газа с Тюменским государственным университетом в рамках политехнической школы, которая действует уже 7 лет. Наше активное участие в подготовке студентов, привлечение их к реальным нашим проектам позволяет получать отдачу еще до того, как они закончили университет. Наше преимущество в том, что мы получаем квалифицированных студентов, мы можем еще и выбирать будущего сотрудника не только по оценкам в дипломе, а по «изюминке», свободе мыслей», – рассказал директор дирекции по крупным проектам ПАО «Газпром нефть» Айдар Сарваров.

«ООО «Иркутская нефтяная компания» является одной из крупнейших производителей углеводородного сырья. Мы работаем на территории Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия). Мы развиваем газохимический кластер, который включает в себя полный цикл выработки продукции – от скважины до получения пропана, гелия. В 2024 году мы запускаем Иркутский завод полимеров, это проект с инвестициями более 500 млрд рублей. Помимо этого, активно ведем работу с области неорганической химии и, соответственно, весь этот объем нашего развития стал проблемой не только для нас, но и для региона. В компании наблюдается прирост более 1000 сотрудников ежегодно. Мы пришли к тому, что необходимо воспитывать будущих сотрудников, начиная со второго курса», – сказал управляющий директор по производству – главный инженер, член Правления ООО «Иркутская нефтяная компания» Руслан Салихов.

Своими размышлениями на тему подготовки кадров поделился заместитель губернатора Тюменской области, директор Департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер: «Вуз, выпуская профильного специалиста, должен отвечать реалиям сегодняшнего дня. Вузы должны продолжать меняться постоянно и беспристрастно, быть высокотребовательным к самим себе. Потому как система метрик, выставляемых сегодня к вузу, желающему остаться на карте, беспощадна. Будем честны, работодатель ничем не обязан ни вузу, ни будущему наемному работнику. Но в таком случае, и работодатель, если по собственной инициативе не идёт на опережающее партнёрство с вузом по совместному обучению будущего специалиста «под себя», не имеет права критиковать работу вуза просто потому, «что так принято». Не зная процесс изнутри, не участвуя в нем, невозможно иметь экспертное мнение и давать оценки кому бы то ни было. Не только образовательным учреждениям».

Вуз, как элемент государственной системы образования, формирует выпускника соразмерно государственным требованиям

«Необходимо соответствовать нашим индустриальным партнерам, занимаясь подготовкой специалистов, поэтому мы должны собирать соответствующие трудовые коллективы. Конечно, вуз - крупный работодатель. Мы не подчеркиваем во внешней среде то, как мы формируем свои коллективы, которые потом адекватно отвечают на запросы индустрии. Все говорят: «дайте нам лучших». Но, если мы отдадим всех лучших выпускников, кто останется в вузе и займется подготовкой этих самых специалистов. Профессия педагога высшей школы – это профессия серьезного уровня экспертизы в том предмете, который он готов транслировать аудитории. Студенты, которые приходят к нам на первый курс, еще не сформированы до конца как личности, и часто с несформированным до конца пониманием, в какую профессию и последующую деятельность, они придут. Поэтому, чем раньше работодатель приходит в вуз и позиционирует себя, как покупатель, тем лучше для наших студентов в любом статусе», – резюмировала ректор Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова.

Автор: 
Пресс-центр Форума TNF 2022