16.10.2019
  vnashemdvore.ru

Духовное богатство народов России

Страница для печатиСтраница для печатиОтправить заметку по почтеОтправить заметку по почте

«Мир детства и способы воспитания детей – старый и вместе с тем вечно новый предмет наук о человеке и обществе. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образ жизни, ни особенности его социальной истории», – отмечает известный специалист в области этнографии детства И.С. Кон.

Заканчивается первый учебный год у ребят этнического класса в центре Чеченской культуры города Тюмени. Следует отметить, что официальное открытие этого центра планируется на июнь 2019 года, но он уже оснащён полноценным уютным классом, который освоили 60 учеников. Учитель чеченского языка и культуры народов России – Кока Майрбековна Архиева поделилась с нами своими впечатлениями.

«Для многих чеченских семей, проживающих в Тюмени, новость о том, что в центре чеченской культуры их дети имеют возможность изучать родной язык и культуру – стало радостным и долгожданным событием. Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История нашего народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями. Традиционная культура воспитания связана со спецификой этнического бытия, с соционормативными и ментальными особенностями народа, с его семейным и общественным бытом, то есть с этнической культурой в широком смысле этого понятия. Этнические педагогические традиции – это накопленный на протяжении длительного времени опыт традиционной культуры воспитания, продукт коллективного творчества многих поколений, включающий в себя методы формирования личности ребенка, приспособления его к жизни в данном конкретном обществе. На базе нашего класса сформировано 4 группы по 15 человек. Вначале процесса обучения ребята вели себя очень насторожено, ведь многие из них, хоть и имеют чеченские корни, не имели понятия о родном языке. В рамках нашей образовательной программы мы дополнительно изучаем татарскую, чувашскую и другие культуры народов России. Занимаемся прикладным искусством и народными танцами. Ребята очень увлечены занятиями в центре. Иногда проводим уроки в виде сценических постановок – этюдов на чеченском языке. В действии ребята быстрее схватывают учебный материал. Некоторые элементы этнической культуры в истории народа становятся символами самобытности, нравственности, мужества, отваги. Черты этнической культуры проявляются в мифологии, в образе жизни, в особенностях питания и, несомненно, во внешнем облике - через специфику женской и мужской одежды. Наша цель – дать детям знания, которые будут формировать их как высоконравственных личностей», – говорит Кока Майрбековна.

В центре Чеченской культуры предоставлены для всеобщего обозрения работы ребят: рисунки, поделки. Они затрагивают тематику родного края, его историю и быт.

Камила и Сайфуллах Юнусовы – занимаются в этническом классе с начала учебного года. У ребят горят глаза, когда они с радостью и восхищением делятся впечатлениями о занятиях. Ребята уже ставят перед собой определенные цели – как они могут применить приобретенные за период обучения в центре чеченской культуры знания.

«Раньше мы знали буквально несколько слов чеченского языка, а теперь бегло читаем и говорим предложениями. Мечтаем поехать к родственникам в Чеченскую республику для того, чтобы продемонстрировать полученный языковой навык. В процессе занятий мы многое узнали об особенностях культуры народов России, не только о Чеченской. Это очень интересно. Развивает кругозор. Теперь мы в курсе многих исторических фактов и событий. В самом начале нам было очень сложно произносить некоторые буквы чеченского языка. Поскольку у них своеобразное произношение. Теперь у нас получается. Это очень радует! В следующем году обязательно продолжим обучение», – рассказал Сайфуллах Юнусов.

Рустам Султанович Юнусов – отец ребят поблагодарил всех, кто организовал такую прекрасную и уникальную возможность изучать родную культуру подрастающему поколению чеченского народа – в уже ставшей родной Тюмени.

«Мои дети консультируют меня, как правильно писать на чеченском языке, так как в основном я владею разговорным языком, а вот с грамматикой проблемы. У меня есть ещё младший сын – брат Камилы и Сайфуллаха. Обязательно начнёт посещать уроки в центре Чеченской культуры со следующего учебного года», – поделился Рустам Султанович.

Много лет Албек Мусалиев — председатель совета старейшин Тюменской региональной чеченской общественной организации вайнахского народа «Вайнах» мечтал о том, чтобы чеченские дети изучали культуру и родной язык в Тюмени.

«После пережитой войны, различных природных, социально-политических, нравственных потрясений каждый народ обращается к своим историческим и культурным корням. Он ищет ответа на вопрос: как выжить, как возродиться? Ведь не случайно появилась пословица: «Только у истока вода всегда чиста». Вот и народ, когда ему приходится подниматься из пепла, обращается к своим корням. Если старшее поколение, имея внутренний моральный стержень, устояло в этих потрясениях, то этого нельзя сказать в отношении поколения войны. Старшее поколение, на мой взгляд, не смогло уделить достаточного внимания молодому. Приобщение к традициям народа особенно важно и значимо в самом раннем возрасте: ведь своего рода «нравственный код» каждого человека закладывается с детства, главным образом в семье, и эта «матрица» его личности в основных своих чертах остается неизменной всю его жизнь. Таким образом, в период становления личности национальное воспитание, приобщение к традициям народа особенно важны и значимы, так как именно в раннем детстве в человеке закладываются основы нравственной, этической, эстетической культуры. Внушение и убеждение, а также личный пример всегда были важнейшими методами воспитания чеченских детей. Наряду с совершенствованием физического развития существенная роль отводилась выработке определенных морально-волевых качеств: смелости, стойкости, воле, выдержке. Я благодарен, что при поддержке Администрации города Тюмени и лично Руслана Николаевича Кухарука, а также при большой помощи Евгения Михайловича Воробьева, к сожалению уже бывшего председателя Комитета по делам национальностей Тюменской области, была организована такая значимая для нас работа – открытие Чеченского культурного центра», – сказал Албек Мусалиев.

Проблема совершенствования воспитания подрастающего поколения, приобретая сегодня особую остроту и звучание, стоит в центре внимания многонационального российского общества. Одно из условий решения этой важной и сложной задачи – творческое применение всего того богатейшего опыта, который накоплен народами в течение веков и основан на национальных традициях. Отношения научной и народной педагогики должны строиться на основе взаимодействия и взаимодополнения, при которых научная педагогика, практически осваивая народный опыт, воспитывает в молодежи определенную культуру поведения, присущую тому или иному этносу.

Духовное богатство и нравственно-этические устои народов России нашли свое отражение в стремлении привить молодежи высокие моральные качества, что, в свою очередь, создало условия для сохранения благоприятного нравственного климата для будущих поколений.

Автор: 
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ