20.09.2018
  vnashemdvore.ru

Эксперты прогнозируют, что учебники еще больше подорожают

Страница для печатиСтраница для печатиОтправить заметку по почтеОтправить заметку по почте

Продолжаем животрепещущую тему о новых ФГОС, предполагающих сократить количество учебников. Эксперты предрекают удорожание учебных пособий, а цены на них уже сейчас "кусаются". MK.RU проанализировал ситуацию.

Качество школьных учебников вырастет, если их количество сократить до минимума, а содержание жестко привязать к образовательным стандартам и учебным программам. При этом включать их в федеральный перечень, открывающий учебной литературе дорогу в школу, надо не столько по результатам экспертизы ученых Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), сколько по решению чиновников Минобрнауки. Такой вывод сделали 30 марта участники слушаний в Госдуме «Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования».

В соответствии с поручением президента России, школьные учебники в нашей стране проверяют на соответствие последнему слову науки эксперты РАН, а на пригодность для постижения детьми того или иного возраста — эксперты РАО. Довершают процесс еще две экспертизы — общественная и этнокультурная. Казалось бы, учебный материал рассматривается со всех сторон. Однако в Минобрнауки и в Госдуме решили «подправить» этот порядок. Причина — чрезмерное, по словам чиновников и депутатов, разнообразие учебников, официально включенных в Федеральный перечень рекомендованных для преподавания в школе, а также их «низкое» качество.

- В настоящее время в Перечень входят 1377 учебников, включая региональные и предназначенные для ребят с ограниченными возможностями здоровья,- сообщил замминистра образования и науки Павел Зенькович.- А столь значительное количество не может обеспечить должного качества, в результате чего в учебниках встречаются серьезные ошибки и неточности, что вызывает серьезную критику.

РАН, кстати, неустанно просит граждан направлять в академию все ляпы, найденные в учебниках. И если поначалу таких обращений, притом вполне себе дельных, было действительно немало, но сейчас ситуация изменилась радикально. Так, на данный момент академики возятся всего с двумя подобными жалобами.

Одна из них содержит требование запретить теорию относительности, исключив упоминание о ней изо всех школьных учебников, а в другой содержится требование обозначить температуру некоего объекта в минус 390 градусов Цельсия (что решительно невозможно, ибо такой температуры попросту не существует). Таким образом, если назвать вещи своими именами, конкретных жалоб на качество учебников, не связанных с весенним обострением известных хронических заболеваний, в РАН сейчас нет.

- Нет есть! - не согласился с представителем академиков первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко.- И имя этого человека — Ольга Юрьевна Васильева! (глава Минобрнауки.- «МК»). А вы, даже если уверены, что все у вас так безоблачно, все равно давайте свои предложения по изменению порядка экспертизы учебников!

Действительно, министр образования и науки то и дело ругает качество школьных учебников. И каждый раз это - лишь прелюдия к ее главному тезису: необходимости резкого, в разы сокращения количества учебников, допущенных в школу. Причем, если раньше говорилось о сохранении хотя бы двух-трех учебников на каждый предмет параллели - один общеобразовательный, а другой для одаренных детей - то впоследствии возник новый план: оставить в школе лишь две разновидности учебников: базовый и для детей-инвалидов.  А ежели кто захочет более углубленных знаний, пущай дескать занимаются по дополнительной литературе, решили новаторы. 

О том, что это будут за учебники, и как они впишутся в реалии XXI  века, страшно даже подумать. Однако помимо законодательного закрепления понятия «базовый учебник», чиновники и депутаты настаивают и на его жесткой привязке к федеральным государственным образовательным стандартам, а также  к примерным и учебным образовательным программам. 

О том, как увязать предлагаемое новшество с официально провозглашенным курсом отечественного образования на развитие индивидуальных траекторий обучения наших школьников, никто и не вспомнил. Равно как и о том, как при таком раскладе быть с лагерем для одаренных детей «Сириус». А и в самом деле, по каким таким учебникам и программам в условиях тотального единства прикажете учить детей там? Это большой вопрос.

Автор: 
http://www.mk.ru