29.03.2024
  vnashemdvore.ru

«Крутятся диски» ∅175: Органной музыки прекрасный мир встречаем

Страница для печатиСтраница для печати
9343.jpg

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что сегодня один из самых классических музыкальных инструментов является одновременно одним из самых экзотических. Вместе с этим, его по праву называют «Королем инструментов». Как вы, верно, уже догадались, речь идет о Его Величестве Органе, который, к счастью, можно послушать и в Тюмени, что совсем недавно сделал и наш культурный обозреватель Королевич Никита.

Наконец-то в новом концертном сезоне Тюменской филармонии открылся и органный зал. Надо сказать, что у филармонии есть два абонемента самой волшебной музыки. Один из них называется «Играют органисты России», который еще не открыт. Зато второй (но не по значимости) – «Органисты великих соборов» – как раз и презентовал в минувший четверг Маркку Хиетахарью, главный органист Домского собора (г. Турку, Финляндия).

Вообще органная музыка является чем-то невероятным, пронизывающим столетия, имеющим более чем тысячелетнюю историю, достигшим пика популярности и музыкальных вершин в XVII-XVIII вв. А благодаря тому, что орган – это по истине бессмертный музыкальный инструмент (при надлежащем уходе у него нет ограничений по срокам службы; к слову, один из самых старинных действующих органов в мире построен в швейцарском замке Валерии в 1435 г.) мы и сегодня можем услышать практически один в один ту же самую музыку, что и, допустим, современники первого концертного исполнителя органной музыки Дитриха Букстехуде или самого величайшего композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Одна только мысль об этом должна привести любой пытливый ум в ближайший органный зал, дабы удовлетворить его интерес к этой музыкальной машине времени. А ведь это на самом деле именно машина времени. Причем, доступная абсолютно всем, а точнее, всем тем, кто ее ищет, кто жаждет этого путешествия во времени.

В Тюмени пока единственным местом для подобного вояжа сквозь столетия является верхний этаж филармонии, где расположен зал с небольшим, аккуратным и новым органом. Но, как вы понимаете, в данном случае одной машины времени мало. Здесь просто необходим ее профессиональный водитель. Без него ни в какое прекрасное прошлое мы не сможем перенестись. Максимум, что может получиться, это рывок в незавидное будущее. Нам этого совсем не нужно. А сравнение органиста с водителем экспресса, летящего сквозь время, напрашивается само собой – достаточно представить себе, как расположены зрители и музыкант по отношению друг к другу.

Но вместе с этим нужно учитывать и то, что у каждого водителя этой машины времени свой стиль, своя интерпретация того времени, в экскурсию по которому мы с ним отправляемся.

За последние дни во всем нашем регионе было замечено сразу несколько таких поездок, или, если хотите, полетов.

В Тюмени, как мы уже сказали, такой вояж был организован Маркку Хиетахарью. Собравшихся в тюменском органном зале (который, если продолжить идею сравнения с вневременным транспортом, можно назвать «автобусом времени») путешественников в течение почти двух часов финский «водитель» провез по роскошному маршруту XVII и XVIII вв. Сначала мы заехали к Георгу Муффату и послушали «Токкату №7», после, решив не медлить и не кататься вокруг да около, заглянули к Иоганну Себестьяну Баху, у которого послушали 16 вариаций на тему «Сарабанды» (было забавно наблюдать за тем, как пассажиры загибали пальцы, отсчитывая, сколько партит уже прослушано, а сколько еще осталось). После небольшой остановки мы вернулись к Муффату на «Чакону», потом остановились неизвестно у кого в XVII в. для «Дафны-вариаций», после чего промчались мимо «Ричеркара» Андреа Габриэли и высадились в гостях у Дитриха Букстехуде. Это было замечательное путешествие.

Однако, уже на следующий день, когда наш знакомый Маркку Хиетахарью занимал екатеринбургских путешественников, в славном городе Челябинске начался вневременной Международный фестиваль органной музыки, посвященный 25-летию этого настоящего «лайнера времени» - Зала камерной и органной музыки. Причем вели за собой челябинских путешественников капитан Владимир Хомяков (орган) и целая команда Камерного оркестра «Классика».

Они пролетели над «Прелюдией и фугой ми-бемоль мажор» Иоганна Себестьяна Баха, «Концерта для органа и камерного оркестра си-бемоль мажор» Георга Фридриха Генделя и «Адажио соль минор для органа и камерного оркестра» Томазо Альбинони. После небольшого перерыва, счастливчики на борту этого музыкального исполина соприкоснулись с XIX и даже XX вв. через практически современную «Медитацию «Бог среди нас» Оливье Мессиана, «Прелюдию, фугу и вариацию» Сезара Франка и «Концерт для органа, струнных и литавр соль минор» Франсиса Пуленка.

Этому нам остается только позавидовать. А лучше – не только не пропускать тюменских путешествий в музыкальном времени, но и хотя бы иногда приезжать в Челябинск для круиза по просторам времени при помощи «музыкальной машины времени» на Алом поле.

Кстати, наш знакомый Маркку Хиетахарью как раз сегодня устраивает вневременной тур для челябинских туристов, а завтра то же самое совершит итальянский органист Марко Ло Мушо, но, конечно, совсем по другому маршруту.

А следующий музыкальный органный вояж в Тюмени состоится 20 октября – наш провожатый Хироко Иноуэ (Япония).

Так что до встречи в фойе и залах Филармонии!

На фото: рубка «челябинской музыкальной машины времени», готовой к фестивальному юбилейному круизу.

Автор: 
Королевич Никита (www.korolevich.livejournal.com), специальный корреспондент ИА"В нашем дворе"