23.09.2018
  vnashemdvore.ru

«Крутятся диски» ∅175: вот уж точно – итальяно веро!

Страница для печатиСтраница для печатиОтправить заметку по почтеОтправить заметку по почте

В Тюмени состоялся концерт истинных итальянцев: Народного итальянского оркестра Аудиториум Парко делла Музика, под руководством Амброджо Спаранья. И для тех, кто был на этом концерте, «народная итальянская музыка» теперь является чем-то настолько близким по духу, что уже сейчас можно со всей ответственностью заявить – год «Италии в России и России в Италии» удался! Лучшего доказательства, чем этот концерт, найти просто невозможно. Так считает наш культурный обозреватель Королевич Никита. Почему? Об этом читайте ниже.

Как правило, успешность того или иного концерта зависит от мастерства исполнителей, их программы, и от тех ожиданий, которые имеются у публики, от того, какая вообще соберется аудитория.

Обычно, слушатели посещают только те концерты, где наверняка получат свое любимое. Это может быть классическая музыка, джаз, романсы, оперетта, органная музыка, балет, народная музыка, что-то еще. В этом плане, кстати, очень удобны абонементы Тюменской филармонии – даже если вы не можете спланировать наверняка свое расписание на год вперед, то можно использовать абонементы просто как ориентир – узнавать, когда будет следующий концерт, допустим, в органном зале (а это абонементы № 16-20, между прочим).

Но иногда случаются концерты, которые оказываются вне общепринятого разделения – их просто невозможно отнести к тому или иному абонементу. О них очень трудно сделать даже анонс – потому что ты не имеешь никакого понятия о том, что конкретно и насколько хорошо это будет. К перечню этих «непредсказуемых» можно было смело отнести Национальный итальянский оркестр Аудиториум Парко делла Музика (ORCHESTRA POPOLARE ITALIANA DELL'AUDITORIUM PARCO DELLA MUSICA) из славного города Рим, под руководством Амброджо Спаранья.

Единственное, что было известно наверняка – они исполняют итальянскую народную музыку. Что ж, отлично. Но что именно? Как они это делают? На каких инструментах? Сопровождает ли что-нибудь это исполнение? Какова репутация этого коллектива? Каковы отзывы? Вообще что нас ждет и стоит ли идти на этот концерт?

Но ответ на последний вопрос в подобных случаях для меня всегда лежит на поверхности – стоит. Основная причина – степень доверия к нашей филармонии. Статус одной из ведущих филармоний в стране не только делает честь, но и ко многому обязывает. В частности, к тому, что если и привозить что-то новое, то обязательно качественное и интересное. Никакого второго и даже первого сорта, только высший. Это складывалось в течение нескольких лет, и теперь филармония обладает весьма приличной аудиторий любопытных слушателей, которые, встречая в афише название «народный итальянский оркестр», с радостью и ожиданием чего-то определенно хорошего заполняют собой большой зал имени Юрия Гуляева. И знаете, в данном случае эти ожидания более чем оправдались. Более чем!

Перед началом концерта на сцену вышел создатель и художественный руководитель оркестра Амброджо Спаранья, которому было достаточно произнести «Buonasera, tutti! (Всем добрый вечер!)», чтобы зал взорвался аплодисментами.

На сцене полукругом разместилось одиннадцать музыкантов с набором совершенно разнообразных инструментов: гармошка самого Амброджо Спаранья, гитара, контрабас, всевозможные бубны и барабаны, ракушка, которую использовали в качестве духового инструмента, около десяти всевозможных дудок, инструмент, напоминающий волынку, скрипка, каким-то образом скрещенная с трубой, итальянская модификация домры и так далее, и так далее. Все, что возможно было подключить к усилителям, включая гармошку, было подключено к ним. Остальные играли в микрофоны. В данном случае это было необходимо – ибо наполнить огромный зал музыкой при помощи таких инструментов без содействия электроники невозможно по определению. А в данном случае – громкость музыки является составной частью этой самой музыки и концерта в целом.

Получилось, что народная итальянская музыка – это нечто громкое, очень громкое, фантастически мелодичное, яркое, живое, эмоциональное, горячее и… родное. Да, именно родное. Не смотря на то, что здесь не было обычно присутствующего элемента узнаваемости, все оказалось настолько знакомо, что уже на второй или третьей песне отдельные слушатели начали подпевать итальянцам, исполняющим на своем родном языке итальянские народные песни.

Что бы мы ни слушали, как правило, мы либо знаем это, либо хотя бы узнаем отдельные номера. Пожалуй, только маэстро Антон Шароев, представляя нашему вниманию найденные и восстановленные им произведения, знакомит нас с чем-то неведомым. Здесь же каждая следующая песня была настоящим открытием. Однако, это новое моментально проникало в тебя и становилось чем-то настолько близким, что и на самом деле хотелось подпевать.

Кроме того, в данном случае музыка народа с Апеннинского полуострова стала еще и настоящим обменом энергетикой, причем скорость этого обмена превышала все возможные пределы разумного. С самого начала музыканты, по очереди исполняющие сольные номера (при поддержке всего оркестра), показывали публике, что можно и даже нужно хлопать – много и громко. Это продолжалось весь концерт, но спустя какое-то время им практически не нужно было напоминать об этом – часть зала и без того с огромным удовольствием отбивала себе ладошки и притопывала в такт итальянскому ритму. А последние двадцать минут зал вообще провел на ногах, что, надо сказать, является невероятной редкостью для филармонических концертов.

И если кто из зрителей в этот момент поднял голову и посмотрел на ближайшую к сцене правую ложу, то мог увидеть директора филармонии Михаила Бирмана, с радостью и даже каким-то изумлением наблюдавшего именно за публикой, а не за музыкантами. В этом плане слушатели сами устроили отличный концерт для тех, кто организовал им подобный праздник и собрал всех вместе.

После концерта все показывали друг другу красные ладоши и обменивались счастливыми улыбками. В зале накопилось столько жизни, так много энергетики, что можно было смело отключать одну из тюменских ТЭЦ и еще несколько дней черпать энергию из большого зала филармонии. В данном случае музыканты вряд ли устали за два концертных часа, которые отыграли без перерыва. Наоборот, они, верно, только зарядились от благодарных тюменцев. Ведь известно, что и от реакции слушателя зависит то, насколько легко или сложно работать артисту.

Но представление на этом не закончилось. После долгих прощаний музыканты лишь на пару минут ушли со сцены, после чего вернулись и сразу попали в цепкие руки широко известного любителя культуры и музыки в городе Тюмени Юрия Хозяинова и его фотоаппарата, запечатлевшего их на все той же большой сцене, но совершенно с другой стороны, нежели он это делает обычно (если данные фото поступят на e-mail: korolevich@vnashemdvore.ru, то надо ли говорить, что они будут опубликованы в самом прогрессивном культурном обозрении города Тюмени? Так что ждем!). Но и на этом горячие итальянцы не остановились. Они спустились в зал и далее отправились в фойе первого этажа вслед за зрителями – провожать их, фотографироваться со всеми, раздавать автографы, разговаривать, обниматься и веселиться. Все это было настолько необычно, особенно и хорошо, что, по слухам, тюменцы уговорили их остаться здесь. Так что вполне возможно, что у нас в скором времени появится еще один музыкальный коллектив – Тюменский народный итальянский оркестр.

Вот это начало концертного сезона, друзья! Что же тогда будет дальше? Ждем!

До встречи в фойе и залах Филармонии!

 

Расписание гастрольного тура итальянцев в России:

4 октября – Челябинск (Концертный зал им. Прокофьева);

6 октября – Пермь (Театр оперы и балета им. Чайковского);

8 октября – Тюмень (Филармония, Концертный зал им. Гуляева);

10 октября – Салехард (Культурно-деловой центр)

Автор: 
Королевич Никита (www.korolevich.livejournal.com), специальный корреспондент ИА"В нашем дворе"