01.12.2020
  vnashemdvore.ru

ОНФ рекомендовал Правительству России активизировать цифровизацию школ

Страница для печатиСтраница для печатиОтправить заметку по почтеОтправить заметку по почте

Народный фронт по результатам мониторинга цифровизации школ, проведенного по президентскому поручению о контроле за реализацией нацпроектов, обратился с письмом к премьер-министру России Михаилу Мишустину.

В обращении, подписанном сопредседателем Центрального штаба ОНФ, руководителем образовательного центра «Сириус» Еленой Шмелевой, с учетом выявленных проблем составлены рекомендации ОНФ по достижению целей нацпроектов «Образование» и «Цифровая экономика» по подключению всех российских школ к высокоскоростному интернету.

ОНФ рекомендует провести аудит наличия в школах современного оборудования для высокоскоростного интернета и определить их потребность в обновлении такого оборудования, предусмотреть мероприятия в нацпроекте «Образование» по обновлению или созданию в школах данной инфраструктуры, провести мониторинг стоимости услуг интернет-провайдеров и установить причины завышения цен для школ, а также рассмотреть вопрос о необходимости субсидирования расходов школ на оплату услуг интернет-провайдера.

«Интернет в школе – важное условие для создания цифровой образовательной среды, крайне необходимой в условиях пандемии. Президент поручил Правительству до конца 2021 года обеспечить подключение всех общеобразовательных организаций к высокоскоростному интернету, и Общероссийский народный фронт держит этот вопрос на постоянном контроле», – подчеркнула Шмелева.

При этом в нацпроекте «Образование» указана цель подключения 70% школ к интернету со скоростью не менее 100 Мбит/с в городах и не менее 50 Мбит/с в сельской местности, а оснащение всех школ высокоскоростным интернетом должно завершиться к 2024 г.

В сентябре 2020 г. Народный фронт провел опрос «Мониторинг качества и стоимости услуг, предоставляемых интернет-провайдерами в общеобразовательных организациях», в котором приняли участие руководители 2 689 школ из 73 российских регионов. По его итогам оказалось, что интернетом с заданной скоростью сейчас оснащены 42% городских и 34% сельских школ. 23% опрошенных сообщили о проблемах с оборудованием для интернет-доступа (одна точка доступа на всю школу, морально устаревшее оборудование).

Шмелева уточнила результаты мониторинга: «1,2 процента школ так и не имеют доступа к интернету, большинство из них – сельские. 18 процентов принявших участие в опросе школ имеют фактическую скорость сети ниже 2 Мбит/с, что не соответствует заложенным в национальном проекте показателям и не позволяет воспроизводить видеоматериалы. Для поддержания необходимой скорости интернета необходимо качественное оборудование и специалисты, способные его обслуживать. Отсутствие слаботочной сети, морально устаревшие компьютеры, одна точка доступа на всю школу, отсутствие технической поддержки не дают возможности использовать качественные цифровые материалы в образовательном процессе или дистанционно обучать детей. Кроме того, директора испытывают проблемы с оплатой услуг интернет-провайдеров. Так, 22 процента школ-респондентов платят за интернет вдвое больше средней цены по России, а 6 процентов – больше чем в три раза».

По итогам мониторинга ОНФ в обращении премьер-министру РФ приведены следующие выводы: менее половины школ подключены к интернету с соответствующей целевому показателю скоростью; почти четверть школ сталкивается с проблемами оборудования, что не дает возможности полноценно использовать интернет в образовательном процессе; отсутствует современное оборудование для интернет-доступа; более половины школ покупают такое оборудование либо за счет собственных средств, либо за счет иных (внебюджетных) источников финансирования; в нацпроекте «Образование» отсутствуют мероприятия по оснащению школ необходимой интернет-инфраструктурой; нет прямой зависимости между стоимостью услуг провайдера и скоростью доступа к интернету.

«Очевидно, одного факта наличия интернет-подключения недостаточно для доступа региональных педагогов к единому образовательному пространству, лучшим образовательным материалам и современным сервисам по работе с детьми, управлению школой. ОНФ предоставил собранную информацию Правительству Российской Федерации, предложив дополнить национальный проект «Образование» мероприятиями по обеспечению стабильной работы высокоскоростного интернета в школах, а также провести на площадке ОНФ совместное экспертное заседание по уточнению качественных показателей эффективности реализации национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика». Региональные эксперты ОНФ будут оценивать изменения в каждом регионе по этим показателям в течение 2021 года в рамках ежеквартального мониторинга ОНФ», – сообщила Шмелева.

«Все проблемы, которые были выявлены в рамках проведенного ОНФ опроса среди руководителей образовательных учреждений, требуют более детального изучения, а при необходимости комплексных межведомственных решений и корректировки мероприятий национальных проектов «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Образование». Общероссийский народный фронт уже направил письмо в Правительство России с приглашением к диалогу по устранению выявленных замечаний и возможной корректировке национальных проектов. По итогам этого взаимодействия мы ожидаем возможный пересмотр сроков или принятие дополнительных мер, которые позволят российским школам свободно использовать интернет в образовательном процессе. Подчеркну, что целью такой работы является не поиск и наказание виновных, а оперативное определение значимых точек роста и активное продолжение реализации задач, от которых зависит в том числе цифровое будущее нашей страны», – подчеркнул сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

В Тюменской области, по данным Министерства просвещения Российской Федерации на 2019 год, 48 общеобразовательных организаций, имели крайне низкую скорость подключения к сети Интернет1 (от 1,0 Мбит/с до 1,9 Мбит/с – 26 школ субъекта; 512 - 999 Кбит/сек – 22 школы субъекта).

При этом наличие высокоскоростного доступа к сети Интернет в школе позволяет повысить качество образования и облегчить работу учителей. Так Владимир Путин в ходе послания Федеральному Собранию справедливо указал на то, что скорость Сети в школах к 2021 году должна быть увеличена до 100 мегабит в секунду.

Если при строительстве современных школ в крупных городах вопрос доступа и качества услуги высокоскоростного доступа к сети не стоит то, школы, расположенные вдали от административного центра, не имеют таких технологических возможностей.

Экспертами штаба ОНФ Тюменской области был проведен мониторинг скорости Интернет-соединения в школах региона (Таблица прилагается). На текущий момент обеспеченность Интернетом сельских и поселковых школ Тюменской области можно оценить, как не соответствующую требованиям времени, то есть как неудовлетворительную. В некоторых случаях просто невозможно работать ни учителям, ни школьникам с устаревшей и медленной техникой, с долго загружаемым контентом, поэтому они часто вынуждены использовать собственные мобильные устройства или домашние компьютеры с личным Интернетом либо просто недополучают имеющиеся современные возможности образования. Все это сильно затрудняет образовательный процесс.

Согласно заключению экспертов, передачу и прием аудио и видео в высоком качестве рекомендуется использовать при скорости интернет-соединения от 3Mb/s и при использовании оборудования с высокой производительностью.

Передавать аудио и видео в среднем качестве рекомендуется при скорости интернет- соединения от 2Mb/s.

При скорости интернет- соединения до 1 Mb/s передаются и принимаются аудио и видео только в среднем качестве.

При более низких скоростях учитель не сможет транслировать видео, только аудио.

Если при пропускной способности канала 50 Мб/с проведение конференций и уроков не вызывает сложностей, то при пропускной способности канала связи менее 2Мб/с это становиться практически невозможным. Следует отметить, что пропускная способность канала связи указана для проведения одновременно одной конференции, при одновременной работе нескольких учителей этот показатель стоит кратно увеличивать. Так при наличии в школе канала связи 5Мб/с одновременно смогут работать только два преподавателя.

«Необходимо усилить контроль за качеством работ по обеспечению образовательных учреждений высокоскоростным доступом в интернет и возможным расхождением фактической скорости интернет-соединения от прописанной в договоре поставки, с наложением соответствующих штрафных санкций» - прокомментировал ситуацию координатор тематической площадки «Цифровая экономика» Хасанов А.С.

Автор: 
Общероссийский народный фронт "За Россию"