18.07.2018
  vnashemdvore.ru

Луковский Юрий Маркович

Страница для печатиСтраница для печатиОтправить заметку по почтеОтправить заметку по почте

 

Луковский Юрий Маркович

 

В 2008 году исполнилось 65 лет Орловско-Курской битве – самой крупной операции в Великой Отечественной войне и 2й Мировой в целом.

В этой операции мне довелось участвовать от начала и до конца. В 2010 году исполнится тоже 65 лет победоносного завершение ВОВ. В связи с этим навеелись воспоминания по всем событиям ВОВ, поскольку мне пришлось участвовать с первого дня 22 июня 1941 года.

Я родился 7 ноября 1921 года по новому стилю на станции Заводоуковская, тогда Омской области. Отец железнодорожник, работал дежурным по станции. Учился там же в лесной школе. Красивое место в бору.

В 1933 году было закончено строительство железной дороги Петропавловск – Караганда, отца перевели в город Омск – диспетчером управления железной дороги.

В 1934 отца направили работать на станцию Курорт Боровое Карагандинской железной дороги г. Щучинск.

Закончив 7 классов я поступил учиться в Омский речной техникум, но в 1938 году пришлось закончить учебу и поступать на работу, – заболел отец, в отдел кадров отделение железной дороги. В 1939 году меня избрали секретарем комсомольской организации отделения. В те годы мы проводили большую работу по влечению молодежи в «Осовиахим». Я и сам в это время получил удостоверение -водитель танка.

В марте 1941 года был призван в Красную Армию и направлен в только что сформированный танковый полк башенным стрелком танка БТ-7

В это время шло формирование в районе г. Крунаса 188 СД, которая входила, как и мы в 11ю Армию Особого Прибалтийского округа.

В мае 1941 года дивизия вышла в летние лагеря в район станции Козлово Руда. После завершения в мае 1941 года курса молодого бойца, я сдал зачет по должности башенный стрелок и принял присягу.

В этот период мы знали из информации наших командиров, что полк и дивизия сформированы в связи с напряженной обстановкой на границе чувствовалось, что войны с фашистами неизбежна.

20 июня на политинформации нам сообщили, что по директиве командующего Прибалтийским округом предписывалось в связи с активизацией и передвижением немецких войск у границ усилить бдительность, поскольку могут быть провокации. Наш полк оставался на месте и танки были приведены в боевую готовность.

22 июня полк был поднят по тревоге не горном, как обычно, а воем сирены. Мы сразу поняли, что это не учебная тревога. К 12 часам дня мы оказались в районе г. Каунас и сразу вступили в бой с фашистами.

3 июля наш танк был подбит и загорелся. Кое-как мы сумели выбраться, одежда на нас уже горела. Не далеко от танка оказалась канава с водой и нам удалось сбить пламя.

Эти тяжелые, изнурительные бои длились до начала августа 1941 года. Мы, то отходили, то закреплялись на каком-то рубеже, то оказывались в окружении и снова выходили из него обычно через болотистые места. На подступах к Валдаю нам и другим частям удалось остановить немцев и закрепиться в обороне.

Вечером кто-то из командиров полка, вызвал нашего бывшего командира танка и дал задание: в районе железнодорожной станцци забрать табун лошадей, найдите в лесу переформированние артиллерийского полка. Нас распределили по батареям и орудиям. В августе 1941 года дивизия вела упорные бои в районе г. Холм, которые обеспечили организацию окружения 16й немецкой армии под Демьянском.

За эти бои командир орудия Лысенко был награжден орденом «Красной Звезды», а меня наградили медалью «За боевые Заслуги».

В октябре 1941 года перед наступлением на г. Старая Русса на собрании меня избрали секретарем комсомольской организации батареи 234 Арт полка. В этот период мы комсомольцы и командиры взводов изыскивали способы меткой стрельбы с закрытых позиций по обнаруженным огневым точкам противника, поскольку в болотистой местности при стрельбе орудие смещалось в сторону.

Для этого мы попробовали ограничить смещение орудия продольными деревянными бревнами – получилось. А точку отметки по бусоли для панорамы орудия, устанавливали из свинчивающихся металлических труб, которые нам сделали в арт мастерской. Они не имели колебаний. Окрасили их в белый цвет, чтобы хорошо было видно и ночью. Это позволило нам поражать цели с первого и второго выстрела.

В январе 1942 года я был принят кандидатом в члены ВКП (б). После госпиталя, я лежал по причине контузии и заболевания сыпным тифом, принят членом партии. В госпитале пролечился и в апреле вернулся в свой полк.

До мая 1943 года наша 188 Нижднепровская Краснознаменная Стрелковая дивизия и 234 Арт полк участвовали в жесточайших боях по уничтожению немецких войск 16 армии немцев в районе деревни Рамушево. В этот период наше орудие было так называемой качующей огневой точкой. В течение суток мы меняли свои позиции 4-5 раз. Это позволило нам быть неуязвимыми.

В начале июня 1943 года дивизия и наш полк были перебазированы в состав Степного фронта, где полк участвовал в жесточайших боях Орловско-Курской операции. На прямой наводке в районе поселка Абояни наше орудие уничтожило 5 танков противника. После освобождения Белгорода и Харькова участвовали в форсировании р. Днепр.

Перед этим мы получили новое вооружение. Наша батарея – новенькие гаубицы 122 мм и тягу – автомобиль Студобеккер.

После форсирования Днепра мы вели наступательные бои на Украине. Но это была уже другая война. Наша дивизия стала называться 188 Нижневартовска Краснознаменная стрелковая дивизия. Освобождали населенные пункты: Желтые воды, Калачевское, Рудник, Пятихатки, г. Кривой Рог и др. За эти бои и поражение танков под Кривым Рогом я был награжден орденом «Красной Звезды».

После освобождения г. Кривой Рог избрали парторгом батареи. Коллектив батареи, это 180-200 человек, приходилось не только вести боевую стрельбу, но и для того, чтобы орудие было боеспособным, требовалась большая работа постоянно, каждый день по укрытию всех звеньев батареи, и особенно земляных работ.

Моя задача, как парторга, заключалась в том, чтобы вместе с командованием батареи организовывать разного рода встречи и обсуждения всех наших нужд по повышению боеспособности батареи.

После Украины освобождали Молдавию – населенные пункты: Тирасполе, Кицканм, Чушишлию и др. Далее были тяжелые бои в Ясско-Кишеневской операции в результате этого была выведена из войны Румыния и Болгария. За участие в этой операции я был награжден вторым орденом «Красной Звезды».

8-го сентября 1944 года перешли границу Болгарии. Говорю, перешли по тому, что боя в Болгарии не было. Болгары – Братушки нас встречали тепло с цветами как освободителей. Болгарские войска находились в казармах. Здесь около гор Котел и село Градец мы встретили Победу. Болгарцы привезли к нам в полк большую деревянную бочку шоколадного коньяка и вместе праздновали Победу.

После демобилизации в июне 1946 года я вернулся в Казахстан, где жили два моих брата и отец. Мама умерла в 1943 году.

Устроился снова на железную дорогу в Управление Казахской железной дороги, которая находилась в г. Акмолинска. Инспектором отдела кадров дороги. Работал в мирное время с увлечением, жизнь стала налаживаться, особенно мы это почувствовали, когда в 1947 году отменили карточки.

В 1948 году поступил учиться, в Хвегрдлрвский техникум железнодорожного транспорта который окончил в 1950 году.

После учебы работал на железнодорожном транспорте в городах: Свердловске, Серове и Тюмени.

В 1965 году, когда началось освоение Заподно-Сибирского нефтяного комплекса, был направлен для работы во вновь созданный Главтюменнефтегазстрой, главным специалистом железнодорожного транспорта. На начальной стадии была поставлена задача создание транспортных предприятий в северных регионах Тюменской и Томкой областях, где находились месторождения нефти и газа.

Для того чтобы начать строительные работы необходимо было подобрать кадры, получить технику и подготовить хоть какое-то жилье. Работал в системе Главка с 1965 по 1992 год в должностях: гл. специалист, зам. начальника транспортного управления и с 1970 года – начальник управления.

Для оперативной работы по завозу строительных конструкций и материалов на объекты нефтегазового комплекса в Главке был создан трест автомобильного и водного транспорта. В пунктах обслуживания и в городах севера Тюменской области было создано 21 автохозяйство и 6 цехов эксплуатации флота.

На базе этих предприятий находилось 6,5 тысяч автотранспорта и 300 единиц речного флота. В системе транспортного управления работало свыше 15 тысяч человек. В составе треста был создан и работал авторемонтный завод в поселке Антипино.

На этом заводе, для обеспечения завоза на насосные, перекачивающие станции для нефти и компрессорные станции для газа, а так же на месторождения нефти и газа длинномерных конструкций, а так же блочных установок было организовано проектирование и изготовление длинномерных полуприцепов на вездеходных и высоко проходимых автомобилях: Урал, Краз и Татра.

Автомобильные заводы такие прицепы к этому периоду в массовом количестве не выпускались.

Это дало нам возможность сдавать объекты в установленные сроки, что обеспечивало запланированный рост добычи нефти и газа по Тюменской области.

В 1970 году решением Правительства планировалось резкое повышение добычи газа. Для этих целей необходимо было обустроить газовое месторождение «Медвежье». Сроки ввода в эксплуатацию месторождения очень сжаты. Перевозка по зимнику строительных

конструкций требовали значительного увеличения автотранспорта и прежде всего седельных тягачей и трубовозов. По заданию заместителя министра Юрия Петровича Боталина мы провели исследование, и работы во что обойдется восстановление так называемой Мертвой железной дороги на участке от Надыма, Пангоды и далеко на Ягельное. Получилось, что перевозка по железной дороге значительно дешевле и можно обеспечить перевозку увеличенного количества строительных конструкций, а так же труб и пригрузов для ввода в эксплуатацию газопровода от Медвежьева до Урала и далее. После чего Юрий Петрович Боталин и начальник главка Куримин Владимир Петрович получили разрешение на восстановление этого участка железной дороги.

В тоже лето мы получили путестроительные машины, вагоны, тепловозы. Создали строительное управление при тресте Надмгазпромстрой и за зиму восстановили участок до станции Пангоды. Я слетал в Норильск по ознакомлению с опытом работы железной дороги Дудинка – Норильск, дорогу вели в эксплуатацию и грузы пошли. Намеченный правительством план добычи газа был выполнен. А эта дорога работают до сих пор.

В 1992 году в возрасте 71 года я уволился с работы в Главке, проработал, будучи пенсионером 10 лет. С 1978 года и до настоящего времени занимаюсь ветеранской деятельностью, а с 2001 года заместитель и Председатель Совета ветеранов Центрального административного округа города Тюмени.

В 1950 году, будучи студентом женился. Жена тоже училась в этом же техникуме. Двое детей: сын Михаил – шофер, дочь Ирина – горный инженер – геолог. Три внучки, правнук и правнучка.

Награжден орденами «Отечественной войны» и «Красной Звезды» дважды, Медалями «За боевые заслуги», «За Отвагу», «Заслуги перед отечеством» II степени. Имею звания «Заслуженный Нефтегазостроитель», «Почетный работник Миннефтегазстроя топливно-энергетического комплекса Западной Сибири».

 

 

Луковский Юрий Маркович