Впечатления Королевича Никиты от просмотра спектакля «Арлекин, слуга двух господ» Пикколо Театро ди Милано в Тюмени.
Признаюсь, я немного опасался того, что спектакль разочарует. Уж слишком много шума было вокруг него, в том числе и с нашей помощью. А значит, и у самого меня были определенные, не исключено, что завышенные ожидания. Это, как правило, ведет за собой разочарование. Или полный восторг. Чем же дело обернулось на этот раз?
Впечатления Королевича Никиты от просмотра спектакля «Арлекин, слуга двух господ» Пикколо Театро ди Милано в Тюмени.
Признаюсь, я немного опасался того, что спектакль разочарует. Уж слишком много шума было вокруг него, в том числе и с нашей помощью. А значит, и у самого меня были определенные, не исключено, что завышенные ожидания. Это, как правило, ведет за собой разочарование. Или полный восторг. Чем же дело обернулось на этот раз?
Удовлетворением. Именно удовлетворением. Не в том смысле, что это оценка «3» по пятибалльной шкале, нет. Это именно удовлетворение своего интереса, желания и основных требований к любому спектаклю.
Мне было любопытно узнать, что вообще представляет собой этот спектакль. Я все это узнал, а сам процесс не доставил каких-то отрицательных эмоций, даже наоборот.
У меня было огромное желание побывать на «Арлекине…» от Стрелера, соприкоснуться с историей современного театра и театра вообще, погрузиться в атмосферу «комедии дель арте» в том виде, в каком ее представил режиссер и довел до наших дней Ферруччо Солери вместе с командой «Маленького театра из Милана». Случилось и это.
У меня было и остается одно главное требование ко всем спектаклям как таковым: они должны затягивать меня с головой. Какова бы ни была продолжительность действа, я не должен смотреть на часы, отвлекаться, ждать финала, думать о чем-то стороннем – я должен всецело находиться в том времени и месте, которое театр представляет нам на сцене. Если этого нет, то значит, что спектакль не случился. Если это есть – все уже хорошо. Неважно, кто играет, о чем играет, как играет – все это второе. Но первое – мои отношения (как зрителя) с той историей, которую рассказывает режиссер через своих актеров. Если я весь во внимании и сижу с открытым ртом, значит все не зря. И в случае «Арлекина» все было именно так.
Причем события развивались точно по предсказанию Ферруччо Солери, которое он сделал на пресс-конференции за день до спектакля. Зрительская реакция развивалась следующим образом: легкое непонимание в первом акте, живой интерес во втором, и детская радость в акте третьем. Все так и случилось.
Кстати, как хорошо и даже гениально было разбить спектакль именно на три акта. Вообще именно так и надо делать. Но только умно и аккуратно.
В первом акте я разрывался между происходящим на сцене и не очень удачно организованными субтитрами (трансляция велась на полоску занавеса, расположенную сверху – это было мукой для дорогих первых рядов, так как бедолагам пришлось постоянно мотать головой, но это стало небольшим утешением для тех, кто сидел далеко). Однако, после того, как я попробовал сам переводить речь актеров, и понял, что моего итальянского вполне хватает для понимания оригинального текста Карло Гольдони, далее все пошло как по маслу.
Правила игры очень быстро стали ясны, за первый акт я их окончательно принял и дальше с большим интересом наблюдал за тем, что происходило на сцене. Второй и третий акты пролетели совершенно незаметно.
Все сделано очень профессионально и вкусно. Да, конечно, каждая сцена и движение проработаны «от и до», заметна и определенная механичность действий, но они проделываются актерами с таким мастерством, и с такой… душой, что ты всему веришь.
И, разумеется, все три акта в центре внимания находился заглавный Арлекин. Для его возраста, невероятного опыта, сотен и тысяч раз сыгранных Арлекинов, Ферруччо Солери играет очень хорошо. Даже замечательно! Я так думаю.
Вынужден признать, что не случилось ощущения большого праздника, событийности момента. Но это зависит не от актеров, а от зрителей. В фойе и зале имени Юрия Гуляева этого не было. Уже после первого акта появились свободные места в «дорогой зоне», единения зрительской массы не произошло. Но ведь для нас все только начинается (как всегда).
А в целом, после спектакля, кроме осознания того, что ты приобщился к частичке мирового искусства, остался светлый и добрый образ спектакля, жанра, самого Арлекина, Италии, смеха, веселья и радости. Все это, а особенно последнее – очень дорого стоит.
