24.04.2024
  vnashemdvore.ru

Тюменский драматический: театральная династия Обрезковых?

Страница для печатиСтраница для печати
театральная династия Обрезковых

Наши читатели уже давно знают, что в Тюменской Драме 9-11 сентября состоится премьера спектакля «Олеся» по Александру Куприну. Художником данной постановки является Максим Обрезков. А среди актеров, задействованных в спектакле – артист Владимир Обрезков. Любопытный момент, не так ли?

Начнем с того, что все мы прекрасно знаем Владимира Обрезкова, заслуженного артиста Республики Грузия, который вот уже как тринадцать лет работает в Тюменской драме, чем доставляет огромное удовольствие зрителям и коллегам. Это как раз тот случай, когда сам артист является определенным гарантом качества своих ролей. Хотя, конечно, всегда последнее слово за режиссером, но таков театр и от этого никуда не деться.

В общем, когда еще в самых первых пресс-релизах о спектакле «Олеся» в перечне постановочной группы возникла фамилия «Обрезков», то это не могло не заинтересовать зрителя, который знает имена наших актеров. Если не ошибаюсь, на премьере «Метода Грёнхольма» директор «Драмы» в своей проникновенной вступительной речи подтвердил, что да, это сын Владимира Ивановича.

Когда относишься с большим уважением к отцу, то как-то по определению проникаешься и к его детям. Это происходит само собой. А когда смотришь «послужной список» Максима Обрезкова, то лишь убеждаешься в своем первом спроецированном положительном мнении. Достаточно сказать, что с 2001 г. Максим работает художником-постановщиком в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, а с 2007 г. и вообще является его главным художником.

Отвечая на вопрос, поставленный в заглавии этого материала, можно сказать: «Пожалуй, да». Или как минимум «Почему бы и нет?» Любая династия с чего-то да начинается. И если отец – замечательный театральный актер, а сын – уже востребованный театральный художник, то это уже хорошо.

23 августа в драмтеатре состоялась пресс-конференция Владимира и Максима Обрезковых, на которой удалось узнать несколько интересных подробностей из жизни этого театрального семейства, а также о грядущей постановке нового спектакля.

Во-первых, как мы и догадывались, Максим оказался классическим театральным ребенком, который все свое детство провел в театре, спал на диванчике в гримерке во время репетиций родителей, и каждый вечер из школы ехал в театр (бывало, что и начало второго акта откладывалось: если в антракте Максим не приезжал, родители волновались и не могли выйти на сцену). То есть все было именно так, как это и представляется влюбленному в театр зрителю: романтично, просто и живо (что, надо сказать, трудно себе представить в наше время).

В итоге у ребенка не было другого пути, как «в театр». Еще с самого раннего детства он проявлял завидные способности в плане сценографии и создания костюмов. Будучи учеником 4-го класса защитил в художественной школе полноценный макет спектакля «Гарольд и Мод», а уже с 16-ти лет работал в Тбилисском государственном русском театре для детей и молодежи (где через шесть лет стал главным художником). Но, опять же, как и можно было предположить, вначале испытывал тягу не только к сцене, но и на сцену: проработал актером и в кукольном театре, порядка девяти лет, и выходил на сцену вместе с отцом. А в итоге с головой ушел в работу театрального художника.

Далее спонтанно возникла учеба в Москве – аспирантура РАТИ-ГИТИС (руководитель Сергей Бархин) и практически сразу же работа в Театре им. Вахтангова.

Что касается сегодняшней работы в Тюмени, то здесь отцу и сыну было очень приятно встретиться, но вместе с тем это и ново для них. Со времени последней совместной работы прошло двадцать лет, за которые, надо полагать, много чего изменилось. И как рассказал Владимир Обрезков, когда он репетирует на сцене и замечает в зале «художника Обрезкова», то испытывает необычные ощущения. Положительные, я так думаю.

Кстати, приезд Максима в Тюмень стал отчасти случайностью. Все дело в том, что именно он был художником спектакля «Олеся», который три года назад поставила Олеся Невмержицкая в «Табакерке». И так как было решено поставить именно это действо в Тюмени, то и вся постановочная группа целиком и полностью была приглашена сюда.

Таким образом, сына занесло в хорошо знакомую ему Тюмень, причем он даже не подозревал, что отец будет играть в этом спектакле. Впрочем, равно как и сам Владимир Иванович – о своем назначении он узнал, когда прочитал вывешенное для артистов распределение ролей. Получилось, что он один из тех, кто занят в двух ныне репетируемых постановках. А это, в свою очередь, говорит как о его востребованности, так и о честности театра перед режиссерами – кого они хотели, того и заполучили (я так думаю; я всегда сначала думаю обо всем с хорошей, наивной стороны).

Если говорить об особенностях тюменской «Олеси», то, судя по рассказам Максима, хотя основа спектакля осталась прежней, но и декорации «выросли» (малая сцена нашей «Драмы» больше домашней сцены «Табакерки», где был поставлен первый спектакль), и краски стали ярче, и костюмы доработаны под актеров, что вообще-то и не удивительно. А, по словам Владимира Обрезкова, Олеся (режиссер) много придумывает и добавляет по ходу репетиций. У него нет ощущения, что идет простой и слепой перенос. И это радует.

На мой провинциальный вопрос о том, чем же отличается наш театр от его столичных собратьев, так сказать, изнутри (снаружи-то ясное дело – ничем), Максим ответил, что, пожалуй, главное отличие в отсутствии у большинства московских театров своих цехов – там все декорации, костюмы и реквизит, как правило, делаются под заказ на стороне. А в тюменском театре есть абсолютно все. Делай что хочешь! И это для него непривычно. Хотя, по большому счету, это все одно, что вкусно поужинать дома, либо где-то в ресторане (сделать декорации в театре, или заказать их кому-то другому). И с этим нельзя не согласиться. Причем надо понимать, что и дома можно покушать так себе, и в ресторане можно встретить нечто неудобоваримое. Равно как и получить большое удовольствие, что очень легко, но только если хорошо разбираешься в этом.

И в завершении приведем ответ Максима Обрезкова на далеко не всеми постановщиками любимый вопрос: «О чем же этот спектакль?» По версии художника, это современная история о том, насколько разобщенное и безыдейное наше общество. Человек запросто может погубить другого человека, руководствуясь какими-то сиюминутными мотивами, а после чуть-чуть пострадать и благополучно забыть об этом. И это в порядке вещей.

Вот так. Свое мнение мы сможем составить совсем скоро – до премьеры осталось всего-то три недели. Скоро рассвет!

Фото: Наталья Кормина

Автор: 
Королевич Никита, специальный корреспондент ИА"В нашем дворе"