Культурный обозреватель ИА "В нашем дворе" уже рассказывал читателям о том, что 20-21 сентября в Тюмени пройдут гастроли Пикколо Театро ди Милано с легендарным спектаклем «Арлекин – слуга двух господ» по Карло Гольдони. В итоге наши читатели оказались в курсе того, какое действо ни в коем случае нельзя пропускать в грядущем театральном сезоне – в самом его начале. И так как до этого спектакля осталось менее одного месяца, то нам пора начинать готовиться к его просмотру.Краткую инструкцию, как это делать, дает Королевич Никита
Что значит – готовиться? Да вот что: зрителю желательно заранее разобраться в том, что будет на сцене, кто будет на сцене, и зачем все это будет на сцене. В этом случае действо произведет на вас максимальный эффект. Да, и стоит заметить, что это особенно актуально в данном случае, так как спектакль будет идти на итальянском (оригинальном) языке.
В предыдущей заметке мы разобрались с тем, что такое комедия дель арте, кто такой Карло Гольдони, что из себя представляет «Пикколо Театро ди Милано», и какова история этого спектакля. Но что же дальше? Самое лучшее – прочитать пьесу и комментарии к данной постановке, рецензии на нее. Но ведь это надо искать, выбирать, читать, делать выводы. Так что в целях экономии времени можно ограничиться уже готовым материалом, который мы приводим ниже:
Вначале давайте подробнее познакомимся с персонажами этого действа:
Заглавное действующее лицо: Арлекин - самый известный персонаж комедии дель арте. Это бедный слуга из города Бергамо, одетый в костюм из лоскутов, символизирующий одновременно его простое происхождение и веселый характер. Он кажется недалеким, но, когда нужно, может быть изворотливым и неотразимым. Чтобы подчеркнуть кошачью грацию его движений, он носит палку - «баточчо».
Бригелла — управляющий гостиницей, до этого работавший в доме у богатой семьи. Он до сих пор одет в белый камзол до колен, который он носил, когда был слугой. Это прирожденный интриган, который вырвался из бедности, и жесток с теми, кто ниже его по положению в обществе.
Панталоне — старый богатый жадный глупый венецианский купец. Отец Кларисы. Больше всего боится потерять свое положение в обществе. Его горбатая походка объясняется его преклонным возрастом и желанием сберечь мешок с деньгами.
Доктор – адвокат и врач, любит употреблять длинные, производящие впечатление слова, часто смешивает собственную версию латыни с местным диалектом. Его сын Сильвио влюблен в дочь его близкого друга Панталоне. Носит традиционные академические одеяния в знак своей учености.
Сильвио — молодой любовник. Он самолюбив, носит модную одежду и нетерпеливо пытается завоевать дочь Панталоне. Большую часть времени он выглядит нелепо, но, тем не менее, он хороший певец и поэт, и действительно искренно влюблен в Клариссу.
Клариса — молодая влюбленная девушка. Милая и веселая. Будучи дочерью богатого купца Панталоне, она не покоряется отцовским планам на ее судьбу. Она кажется немного наивной, но на самом деле очень умна и сообразительна.
Флориндо — еще один герой-любовник. Влюблен в Беатриче. Бывает угрюмым и непредсказуемым, но когда говорит о своем любимом деле, то становится чрезвычайно вежлив и галантен. Это утрированный и упрямый персонаж.
Беатриче — еще один женский влюбленный персонаж. Она знает, чего хочет от жизни. Беатриче переодевается в мужчину, чтобы встретиться со своим возлюбленным Флориндо, что порождает множество недоразумений. Когда она одета по-мужски, то ведет себя очень решительно. В женской одежде она превращается в беззаботную влюбленную девушку.
Смеральда — служанка Кларисы. Уверенная в себе девушка, которая говорит то, что думает, даже своей хозяйке. Хитрая и сообразительная, она всегда в курсе всего, что происходит вокруг. Она устраивает интриги Кларисы и всегда блюдет ее интересы. Бесспорно, она отличная пара для Арлекина.
А теперь, зная всех действующих лиц, давайте поговорим о том, что будет происходить на сцене. Хотя, друзья мои, для этого все-таки надо прочитать всю пьесу. Кратким изложением от театра обойтись здесь очень трудно. Мы, конечно, приведем его ниже, но, прочитав это, вы поймете, что… понять столь кудрявое действо от итальянского классика по краткому изложению нелегко, и это мягко говоря. Но ведь тем интереснее!
И так, «Слуга двух господ» Карло Гольдони
Первый акт
Дом Панталоне
В доме Панталоне идет подготовка к свадьбе Сильвио, сына Доктора Ломбарди, и Кларисы, дочери Панталоне. До этого Клариса была помолвлена с Федериго Распони, купцом из Турина, с которым семья Бизоньози имела деловые связи и который, как стало известно, был убит на дуэли.
Арлекин выходит на сцену и называется слугой Федериго. Он сообщает, что Федериго скоро зайдет в гости, но на самом деле в Венецию приехала только его сестра, Беатриче, переодетая в мужчину.
Несмотря на то, что хозяин постоялого двора, Бригелла, сразу же узнает Беатриче, девушке удается убедить всех, что она и есть Федериго и в шутку просит, чтобы Клариса, невеста, сдержала свое слово. Это вызывает всеобщее смятение.
Когда все уходят, Беатриче рассказывает Бригелле, что она приехала в Венецию, чтобы встретиться со своим возлюбленным Флориндо (который убил ее брата, но которого она все еще любит).Она переоделась в мужчину, чтобы ей было проще искать его.
На улице перед гостиницей Бригеллы
Пока Арлекин ждет своего хозяина, он, как обычно, жалуется на голод. Появляется Флориндо, и после долгой и комичной дискуссии Арлекин меняет свое верноподданство и становится слугой вновь прибывшего. Теперь у него два хозяина: Федериго (Беатриче) и Флориндо. Флориндо отправляет Арлекина на почту. Федериго (Беатриче) появляется сразу же после ухода Федериго. Она тоже посылает Арлекина на почту. Затем Федериго (Беатриче) заходит в гостиницу, где как раз остановился и Флориндо.
Оставшись один, Арлекин комментирует свое новое положение в качестве слуги двух господ, ни один из которых не знает о существовании другого.
Появляется Сильвио, он в неистовом гневе, поскольку Федериго (Беатриче) увел у него невесту. Он приказывает Арлекину позвать своего хозяина.
Арлекин зовет Флориндо. Тот выходит, но Сильвио не узнает его. Оба удивлены. Во время разговора упоминается имя Федериго Распони. Флориндо настаивает на том, что Федериго мертв, поскольку он сам убил его. Сильвио же заявляет, что Федериго живее всех живых и что он как раз в Венеции. Флориндо в замешательстве.
Возвращается Арлекин с почтой. Он несет письма для обоих хозяев, но он не умеет читать и передает их все Флориндо. Того терзает любопытство. Он открывает письмо, адресованное его возлюбленной Беатриче. Он понимает, что та в Венеции и, радостный, уходит со сцены.
Появляется Беатриче и начинает распекать Арлекина за то, что кто-то вскрыл письмо, предназначавшееся ей. Она уходит в гневе. Арлекин очень расстроен. Он остается на сцене. Появляется Панталоне с мешком денег для его хозяина Федериго (Беатриче). Как только Панталоне уходит, Арлекин относит деньги Флориндо, который не понимает, к чему это. Арлекин окончательно запутался в своих хозяевах.
Дом Панталоне
Панталоне ругает свою дочь Кларису за то, что она отказывается выйти замуж за Федериго (Беатриче). Та появляется на сцене и просит Кларису поклясться, что она никому не расскажет ее секрет. Беатриче открывает, что она женщина и приехала в Венецию, чтобы найти своего возлюбленного Флориндо.
Второй акт
Двор в доме Панталоне
Сцена начинается с диалога между Доктором Ломбарди и его сыном Сильвио. Когда Сильвио уходит, к Доктору приходит Панталоне, который настаивает на том, что помолвка Кларисы с Федериго не может быть разорвана, поскольку тот оказался жив. Это очень злит Доктора.
Возвращается Сильвио и бурно обсуждает ситуацию с Панталоне, который боится рукоприкладства с его стороны. Федериго (Беатриче) бросается на помощь Панталоне и вызывает Сильвио на дуэль. Затем они с Панталоне уходят.
Клариса заверяет Сильвио в своей любви и обещает ему, что скоро станет его женой. Она не может открыть тайну Беатриче из-за данного обещания. Сильвио не верит ей. Клариса берет его шпагу и собирается убить себя, когда вдруг на сцене появляется Смеральдина и затевает долгий и бурный разговор с Сильвио о женщинах.
Гостиница Бригеллы
Флориндо ждет новостей о Беатриче. Он приказывает Арлекину положить деньги Панталоне в дорожный сундук и уходит. Входит Федериго (Беатриче) и видит Арлекина с мешком денег в руках.
Она хочет заполучить его. Она заказывает обед и уходит. Арлекин и Бригелла ругаются из-за меню. Входят Панталоне с Федериго (Беатриче). Она ругает Арлекина за то, что тот порвал вексель, пока разговаривал с Бригеллой. Панталоне и Федериго (Беатриче) обедают в ее комнате. Арлекину приходится прислуживать за двумя столами своим двум хозяевам, которые и не знают, что у них один слуга на двоих.
Третий акт
Вид из гостиницы на улицу
Смеральдина приносит записку Федериго (Беатриче) от своей госпожи, Кларисы. Из гостиницы, напевая себе под нос, выходит Арлекин. Следует любовная сцена. Они открывают письмо Кларисы, но тут их застают Панталоне и Федериго (Беатриче).
Оба хозяина не на шутку злы на своих слуг. Федериго (Беатриче) бьет Арлекина и уходит со сцены. Появляется Флориндо и тоже бъет Арлекина — за трусость.
Комната в гостинице
Арлекин пакует вещи своих хозяев. Среди пожиток Федериго (Беатриче) он находит портрет Флориндо. В ту же секунду его зовет Флориндо, и Арлекин кладет портрет в карман камзола, который Флориндо как раз собирался одеть. Когда юноша обнаруживает портрет, то спрашивает у Арлекина, где тот его взял. Слуга отвечает, что получил его от бывшего хозяина, которого больше нет в живых. Флориндо вспоминает, что дарил этот портрет Беатриче и выбегает из комнаты в слезах, думая, что Беатриче мертва.
Входят Панталоне с Федериго (Беатриче). Она посылает Арлекина за своей учетной книгой со счетами. По ошибке слуга приносит ей книгу с двумя письмами, которые она посылала Флориндо. Изумленная Беатриче спрашивает, где Арлекин взял эту книгу. Ему опять приходится говорить, что она досталась ему от бывшего хозяина, которого уже нет в живых. Беатриче начинает рыдать и причитать, думая, что Флориндо мертв. Становится ясно, что она женщина.
Улица с видом на гостиницу
Панталоне пытается объяснить Доктору Ломбарди, что теперь брак между их детьми стал возможным. Доктор не верит этому и в возмущении уходит. Входит Сильвио; убедить в этом его гораздо проще.
В гостинице
Беатриче и Флориндо, убежденные в том, что их любимый человек мертв, пытаются свести счеты с жизнью. Бригелла и его прислуга мешают им в этом и приводят их друг к другу. Они сразу же понимают, как были обмануты и посылают за Арлекином. Когда тот появляется, то сваливает вину на Паскуале, несуществующего друга, и избегает наказания. Когда Беатриче уходит, Арлекин просит Флориндо попросить от его имени руки Смеральдины.
Дом Панталоне
Сильвио объясняется в любви Кларисе. Когда приходит Беатриче, Клариса просит ее разрешить Арлекину жениться на ее служанке Смеральдине. Флориндо тоже дает свое согласие, создавая еще большую неразбериху. Все проясняет Арлекин: он заявляет, что служил двум господам верой и правдой.
Конец.
Согласитесь, разобраться во всем этом не так-то просто. Но поверьте, когда на подобный сумбур будет накладываться происходящее на сцене, все сразу же встанет на свои места. В результате мы будем сидеть в зале имени Юрия Гуляева и получать удовольствие от классической итальянской постановки. А что может быть лучше?!
Фотографии, описание персонажей и содержание пьесы предоставлено Тюменской Филармонией.
P.S. напомним, что посмотреть оставшиеся места и забронировать билеты на этот спектакль можно по этим ссылкам:
20-ое сентября: http://www.tgf.ru/reservations.html?showid=t11_117
21-ое сентября: http://www.tgf.ru/reservations.html?showid=t11_118
Очень полезная и
Очень полезная и своевременная информация.