23.07.2018
  vnashemdvore.ru

«Крутятся диски» ∅175: Концерт беленьких, желтеньких, стройненьких и толстеньких, или просто «Брасс-вояж»

Страница для печатиСтраница для печатиОтправить заметку по почтеОтправить заметку по почте

Недавно в Тюмени состоялся концерт, в котором приняли участие и худенькие, и толстенькие, и маленькие, и высокие, и даже, не побоюсь этого слова, просто огромные. Но, как это ни странно, все они были невероятно хороши. Равнодушной не оставила ни одна из присутствующих на сцене. А это ли не праздник для настоящих завсегдатаев филармонии?

Если кто не догадался, то речь идет о трубах – музыкальных инструментах, меди, которая и лежит в основе названия ансамбля «Сибирский брасс» (г. Новосибирск).

Наверное, то, что этот концерт завершал пятидневный филармонический марафон, в течение которого каждый день на центральной площадке нашего города проходили всевозможные концерты (большую часть которых мы уже обсудили «в нашем дворе»: опера «Христос», концерт РНО  и органный зал), сказалось на слушательской активности – 2/3 зала были пусты. Но не прийти на этот концерт – оказалось, большой ошибкой для любого ценителя музыки. Да и странно, что кто-то мог подумать иначе. Ведь это не какой-то обычный камерный оркестр, играющий что-то исключительно высокое, или, наоборот, до наивного простое, это настоящий «Сибирский брасс».

Начался концерт весьма оригинально: сначала из левых дверей в зрительный зал вошло пять играющих на трубах музыкантов, важно прошагавших на сцену; потом уже из правых дверей, ведущих в зрительское фойе, появилась еще одна пятерка сибиряков с тромбонами и валторнами наперевес, также на ходу исполняющих открывающую концерт музыкальную тему. Публика сразу оживилась. Еще бы!

Музыканты встали на свои места – полукругом на сцене большого зала имени Юрия Гуляева. Ровно десять человек, настоящих суровых сибиряков, четыре трубы, три тромбона, две валторны, одна туба и на заднем фоне ударная установка плюс литавры, за которые отвечал один человек. И все. Получилось очень просто, красиво, я бы даже сказал стильно, и так хорошо. Даже замечательно!

Очень мило, искренне и абсолютно уместно вела концерт Лола Азимова. Вначале ее манера, казалось бы, затянутые вступительные речи к пьесам, и такое суровое ожидание музыкантов во время этого, мне показались несколько искусственными. Но уже в первом отделении я настолько проникся к ней уважением и каким-то теплом, что далее слушал ведущую с большим удовольствием.

Первое отделение – классика, где были представлены в переложении на духовые инструменты произведения Корелли, Генделя, Бетховена и Россини. И когда слушаешь, допустим, «Симфонию № 5», то и представить себе не можешь, что она написана не специально для духовых. Только так ее и надо исполнять, только так!

Во время исполнения великих произведений, создавалось впечатление, что «брассовцы» способны наполнить и даже переполнить музыкой абсолютно любую по размерам концертную площадку, без использования какой бы то ни было электроники, усиливающей звук.  По крайней мере, наш огромный зал в 1200 мест просто трещал по швам от живого, мощного и прекрасного звучания брасса. Это захватило все три или четыре сотни самых прозорливых любителей музыки всего города Тюмени, которым посчастливилось оказаться в тот вечер свидетелями торжества духовых в этом мире.

После антракта программа «брасс-вояж» перешагнула в XX век, где были сыграны и тема Бьорк из х/ф «Танцующая в темноте», и регтайм «Легкие победы» Скотта Джоплина, и танго «Кумпарсита» Родригеса (класс, просто класс – было невозможно сдержаться и усидеть в удобных филармонических креслах; да и сейчас, вспоминая духовое переложение волшебной «Кумпарситы», трудно не отдаться танго, хотя бы вместе с печатной машинкой, подле которой находишься в данный момент), и всем известный прекрасный «Вальс любви» Аллана Бочински (такое мягкое, обволакивающее соло на старшем брате трубы флюгельгорне от Андрея Басова – это просто поразительно), и джаз – две части сюиты «Лондонец в Нью-Йорке» Джима Паркера: «Эхо Гарлема» (в финале которой все музыканты, играя, так потихоньку и незаметно ушли со сцены) и «Гранд Сентрал» (где мы вместе с продувающими свои трубы, как настоящие паровозы, музыкантами сели в поезд и отправились, наверное, в Новосибирск – это волшебство, не иначе, настоящая магия!), и фантастическое аргентинское танго Астора Пьяццоллы «Oblivion (Забвение)» и «Libertengo (Танго свободы)», и босса-нова «Свет октября» Аллана Бочински, и в заключение великолепный «Караван», начавшийся совершенно неожиданно и неузнаваемо силами Василия Соколова (что было единственным отступлением от духовых партий).

Теперь лично для меня Новосибирск, это не только театры «Глобус» и «Красный факел», но и покоривший мое сердце и душу Сибирский брасс Новосибирской государственной филармонии.

Кроме Тюмени в этом гастрольном туре у «Брасса» значатся Тобольск, Омск и Якутск. Остается порадоваться за жителей этих городов и понадеяться на то, что их залы будут заслуженно переполнены. Подобная радость из разряда тех, которой хочется делиться. Когда у тебя возникает физическая потребность в наличии слушателя на каждом кресле во всем зрительном зале. В любом другом случае тебе становится немного грустно. Так было и на этот раз.

А у нас на очереди итальянская народная музыка в исполнении Народного итальянского оркестра из Аудиториум Парко дела Музика (Рим) – уже 8 октября.

До встречи в фойе и залах Филармонии!

Автор: 
Королевич Никита (www.korolevich.livejournal.com), специальный корреспондент ИА"В нашем дворе"

благодарность

Позвонили из Новосибирска долго хвалили и благодарили, думали я написал. Нет не я - Королевич. Поэтому передаю похвалы и благодарности от СибБрасса.